кажутся непостижимыми? Может быть все дело в интеллекте? А может быть в разном эмоциональном восприя-
тии? Ведь мы все живем в одном мире, на одной планете Земля, почему же порой бывает так трудно понять друг
друга? Психологи, изучая сознание людей, проводят интересный тест. Трактовка его может заинтересовать
только специалиста, нам же с вами он поможет понять, какими сугубо индивидуальными образами оперирует наш
е сознание. Суть его заключается в следующем. Группе людей дается одинаковое задание: подробно
охарактеризовать образы тех предметов, которые будут перечисляться. Далее испытуемым называют конкретные
предметы, к примеру: цветок, стол, дом, автомобиль - что угодно, и нужно описать на бумаге тот образ предмета,
который сразу же возник в вашем сознании. К примеру; вы услышали слово "стол". Какой образ стола возник у вас
перед глазами? Стол письменный, или обеденный, или, может быть, журнальный? На трех или на четырех ножках
? Высокий или низкий? Круглый или прямоугольный? Есть ли у него ящики? Можете провести этот тест-игру со
своими друзьями, чьё восприятие мира вам хотелось бы сравнить с вашим. Если затем вы соберете листки и
сравните все описанные образы предметов, то, разумеется, не встретится даже двух одинаковых, потому что
сознание человека глубоко индивидуально. Схожие, разумеется, будут. О чем это может говорить? О том, что
ваши души в чем-то родственны. Но даже у самых родственных душ эту схожесть можно выявить только
благодаря словесному описанию заданных образов. Но как вы знаете, "мысль изреченная есть ложь", и образ этот в
се-таки другой. Ни один мастер слова не может описать его не только таким, каким он является на самом деле, но
даже и таким, каким сам его видит. Вспомните, сколько воспоминаний и различного рода научных трудов написано
о Пушкине. И ни в одной из этих работ он не предстает перед нами одинаковым. С удивлением можно задать
вопрос: неужели даже сейчас, спустя почти двести лет, исследователи умудряются найти о нем какие-то новые
сведения? Отчасти, может, это и так. Но дело не только в этом. У каждого современника Пушкина, знавшего его
лично, имелись свои, субъективные представления о поэте. Переданы нам они были в словесной форме, стало быть,
определенного искажения миновать было невозможно. В нашем же сознании формируется образ поэта на основе
уже не документов, а мемуаров и научных трудов ученых-пушкиноведов. Значит, при восприятии образа происходит
двойное искажение. И так абсолютно со всем, о чем мы слышим, читаем, узнаем. Закройте на минуту глаза и
представьте себе вашу ближайшую подругу или друга. Постарайтесь представить ее (его) как можно более
жизненно, ярко, такой, какой она обычно предстает перед вами в реальности. А теперь подумайте: если бы вы
могли поместить созданный вами образ в сознание того же самого человека, хорошо вам знакомого, узнал бы он себя
, как в отражении? Нет, наверняка бы не узнал. Потому что образ самого себя в его сознании совершенно другой.
Так может быть не стоит навязывать свой образ мыслей другому, может быть человеку стоит дать возможность
мыслить самостоятельно и самостоятельно принимать решения?! Может не стоит критиковать его за неверные
желания только потому, что Вам они кажутся неверными? И не в этом ли скрыта наша проблема трудности
общения...
И.Р.